Перспективы развития рынка БАД в России
Автор: Вадим Яцук
21.10.2009
Биологически активные добавки (БАД) к пище популярны во всем мире. Более 50% населения Европы и до 80% американцев и японцев употребляют те или иные БАД, восполняющие дефицит жизненно важных веществ и улучшающие жизнедеятельность организма. В то же время в России, где проблема несбалансированного питания и гиповитаминозов населения стоит довольно остро, БАД еще только предстоит завоевать лояльность россиян.
«Отечественный рынок БАД будет развиваться, – уверен Вадим ЯЦУК, гендиректор компании «АнвиЦена». - Причем довольно скоро на нем останутся только добросовестные производители, продукция которых займет свое достойное место в рационе каждого человека». - Вадим Романович, биологически активные добавки на российском рынке представлены уже более 10 лет, они востребованы нашим населением, однако нередко подвергаются критике с его стороны. С чем Вы это связываете?
- Хочу вас поправить. На самом деле БАД известны в нашей стране намного более 10 лет. Еще во времена Советского Союза люди использовали некоторые ЛС, которые фактически являлись БАД. Речь идет о гематогене, аскорбинке с сахаром, настойке элеутерококка и других препаратах, серьезных клинических исследований которых никто не проводил. Но тогда государство жестко контролировало качество лекарств, и проблем с производством и распространением этой продукции не было. С возникновением рыночных отношений в России появилось довольно много недобросовестных участников рынка, в том числе и рынка БАД.
Целый ряд компаний, в основном выросших из сетевого маркетинга, занялись производством и реализацией БАД непроверенного и не самого лучшего качества. Отсюда и негативное отношение населения к БАД, особенно к добавкам, обещающим помощь от всех недугов. Не следует забывать и о том, что долгое время наше население было лишено достоверной информации о БАД, от них ожидали получить такой же эффект, как от лекарств.
- А на какой эффект потребителям биодобавок можно рассчитывать и какую роль, по Вашему мнению, БАД могут сыграть в оздоровлении населения?
- БАД незаменимы в профилактической медицине, поскольку компенсируют недостающие в организме витамины, микроэлементы и минералы. Это тем более важно, если учесть, что прежняя профилактическая медицина ушла от нас вместе с советским периодом. Вспомните, какие у нас были замечательные санатории с хорошей лечебной базой - на Камчатке, Алтае, в Прибалтике и Краснодарском крае. Сегодня большинство санаториев, как старых, так и более современных, переживают период возрождения и перестают быть просто гостиницами. Однако то, что делается в этом направлении, не всегда успевает за быстро меняющимися образом жизни, потребностями и характером питания людей. В этих условиях БАД призваны помочь решить человеку многие его проблемы, вызванные несбалансированным питанием, недостаточным движением, плохой экологией и т.д.
- Многие российские потребители уверены: поскольку БАД безопасны и доступны, для выбора их не требуется консультация специалиста. Согласны ли Вы с таким мнением?
- Да, БАД не являются лекарством, но пока наш развивающийся рынок биодобавок не стабилизировался и с него не ушли недобросовестные участники, без врачебной консультации не обойтись. Поэтому, получив информацию о каком-то новом продукте, прежде чем его приобрести, следует обратиться к специалисту, а не ходить на конференции и симпозиумы, организованные представителями сетевого маркетинга. И еще следует поинтересоваться, что за компания производит данный продукт, насколько она известна и хорошо ли себя зарекомендовала, есть ли продукт в аптеке и предложениях фармацевтических компаний.
- Не могли бы Вы назвать основные каналы продвижения БАД?
- По сравнению с западными странами в России в меньшей степени развиты все рынки, включая БАД. Поэтому и меньше каналов дистрибьюции. На сегодняшний день БАД продаются только в аптеках и специализированных магазинах, сеть которых недавно появилась в нашей стране. Но мир меняется, и со временем каналом дистрибьюции станут обычные супермаркеты. Это приведет к росту рынка, поскольку увеличится доступность БАД для потребителей. Но для того чтобы супермаркеты стали каналом дистрибьюции БАД, требуется намного более высокий, чем сегодня, спрос на эти продукты и соответствующее законодательство.
- Вы коснулись вопроса законодательства. А насколько оно соответствует реальной ситуации на рынке биодобавок?
- Законодательство развивается одновременно с самим рынком БАД, и, по моему мнению, в правильном русле. Необходимые правила и требования к лицензированию существуют, службы, занятые в этой сфере, работают четко. Но поток БАД довольно большой, и полностью проконтролировать его сложно.
- Как известно, несмотря на принимаемые меры по регулированию оборота БАД, а также популяризацию этой продукции среди населения, Россия значительно отстает от ряда развитых стран по уровню потребления БАД. Как Вы считаете, эта ситуация изменится?
- Напомню, что нынешняя тенденция потреблять БАД пришла к нам из-за рубежа, где пищевые добавки присутствуют в рационе каждого пенсионера и значительного числа работающего населения. Кстати, именно с этим фактом специалисты связывают высокую продолжительность жизни людей в этих странах.
Нашим же соотечественникам долгое время было не до здоровья, тем более не до профилактики. Но ситуация изменилась, и с ростом благосостояния россияне также начали больше думать о своем здоровье и требовательнее относиться к качеству продуктов, которые они потребляют. Мода на здоровый образ жизни наконец-то пришла и к нам. В результате, если рынок БАД в развитых странах в последнее время возрастает на 1% в год, то у нас - на 30%!
Отрадно, что рынок биодобавок совершенствуется: принимаются новые законодательные поправки, отсеиваются нерадивые производители. Доверие к этой продукции также повышается и благодаря тому, что многие крупные игроки фармрынка параллельно с лекарственным ассортиментом начали выпускать БАД, либо перерегистрировали часть ассортимента в БАД. Растет и информированность населения о свойствах и действии биодобавок. Сегодня наука шагнула очень далеко, люди познакомились с целым рядом абсолютно новых активных веществ и инновационных комбинаций. Все вышеперечисленное, несомненно, приведет к дальнейшему увеличению потребления БАД.
- В чем Вы видите ближайшие перспективы развития рынка БАД в России?
- Структуризация рынка БАД уже просматривается: крупные отечественные производители отслаиваются от основного потока. Кроме того, для меня очевиден и приход известных зарубежных компаний, производящих биодобавки, – европейских и американских. Они очень интересуются нашим рынком и готовы в него инвестировать. И некоторые уже начали это делать. Правда, финансово-экономический кризис внес здесь свои коррективы, и пока новые проекты зарубежных компаний замораживаются. В кризисной ситуации не исключена активизация сетевого маркетинга, ряды которого пополнят уволенные сотрудники фармфирм. Не удивлюсь, если ему удастся занять значительную долю рынка БАД...
Источник: Журнал "Ремедиум" №1 (2009) http://www.remedium.ru/bad/analysis/detail.php?ID=30091