Воскресенье, 21.10.2018, 07:37
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
VIPфорум » А поговорить?... :) » Образование » Школа
Школа
VIPdedДата: Воскресенье, 12.09.2010, 10:38 | Сообщение # 1
Site Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 778
Статус: Offline
Впечатлила статья на блоге Марины Аксёновой: http://faberlic-mlm.blogspot.com/2010/09/blog-post_03.html

Послесловие ко Дню знаний
1 сентября у нас лил дождь и было холодно. Но в школе, где училась раньше моя дочь, дети по-прежнему собирались на улице. Нарядные и красивые, но с сизыми носами и дрожащими от холода руками, в которых намертво сидели букеты цветов. В прошлом году в этот день так же было холодно и так же школа была для них закрыта. Полчаса до линейки и 1 час самой линейки дети стояли на пронизывающем ветру, безнадежно ожидая конца речей ветеранов и других заслуженных людей. Оживились, как всегда, когда поковыляли первоклашки и под объявления регалий учителей классы, наконец, начали входить в школу. Праздник? Да! Но 2 сентября большая часть школьников пришла с забитыми носами, а кто-то начал учебный год с температуры и ОРЗ.
В лицее, куда на сей раз отправилась учиться моя дочь, дверь была открыта и никто не думал держать детей под дождем и на холоде. Слава Богу, подумала я. Но легче не стало. Испуганные глаза первоклашек, похоже, впервые, отозвались во мне совсем другим чувством, нежели раньше. Впервые я подумала о том, что их испуг - вовсе не страх перед их новым неожиданным состоянием и положением. Это скорее вопль инстинкта самосохранения перед началом подгонки таланта под шаблон.
Абсолютное большинство из них уже прошли горнило дошкольного образования и на собственной коже испытали, что такое счастливое детство. Сразу предупреждаю, что не гребу всех под одну гребенку. Обо всех просто не знаю и такой возможности жизнь никому предоставить не может. Но кое-что видела и знаю сама.
Счастье детского садика... Силой заставляют есть. И малыш давится ненавистным супом вперемешку со слезами... Хочет игрушку, а она у другого мальчика и воспитатель говорит: "Завтра ты возьмешь". Но назавтра тот мальчик снова пришел раньше и взял ее, а о тебе и об обещании никто и не помнит... Случилось страшное - малыш описался! Добрая нянечка брезгливо переодевает тебя, приговаривая: " Ах, ты, бессовестный! Посмотрите-ка на него! Бессовестный!" Остальные хихикают... Еще страшнее - сидеть на расписном стульчике и слушать воспитательницу, а все тело твое жаждет, алкает, просит - бегать, бегать, бегать!.. И как можно заснуть днем, когда не набегался, не утомился, а тебе просто плохо, плохо и ты хнычешь. Но: "Прекрати немедленно! Смотри, какой капризный! Быстро спать!"... Можно многое переписать из блокнота, куда я в свое время записывала рассказы родителей, жалобы детей, но так или иначе, все они выливаются в детский плач по утрам, когда мамы тянут в сад упирающегося и рыдающего малыша.
Не все и не всегда. Но разве Вы не знаете таких историй?
Постарше дети уже не так часто плачут - понимают, что слезы-не оружие. Наступает череда ангин и ОРЗ. "Ой, какой ослабленный!" Кем, спрашивается? Сам по себе?
В школе начинается другая жизнь.
"Посмотрите, какая Маша молодец, у нее одни пятерки," - и начинает рождаться Машина гордынька.
"Что же ты, Ваня, а вроде неглупый",- и Ваня проваливается от стыда, начиная ненавидеть Машу и всех, кто хихикает, глядя н него.
Почему взрослым так трудно сотрудничать? А как сотрудничать, если почти все время в школе соперничали?
"А кто первый?"
"Ого, сколько пятерок! Умница!"
"Балбес! Ты когда-нибудь это запомнишь?!!"
К концу школы у многих из тех, для кого оценка была превыше всего, уже хорошо развита мимикрия. У тех же, кто не получал хороших оценок, защитная броня наглости и хамства.
Как мы, вчерашние и позавчерашние школьники, общаемся в комментариях? Если с нами согласны, мы - шелковые. Если нет - сразу шерсть дыбом!
О школьной программе писать нечего. Кто ее создает, не заинтересован ни в детях, ни в стране. Когда училась я, на все домашние уроки уходило 40 минут-1 час. Сегодняшние дети сидят за уроками допоздна. Улицы и дворы с началом учебного года вымирают. Сколиоз и погоня за знаниями вытеснили принципы здоровья - сегодняшние дети самые больные за все школьные годы с послевоенных времен. Разве есть надежда, что дальше будет лучше? Откуда возьмется добрый волшебник, который отменит пытки всеобщего среднего образования, за которые платят самые любимые, самые маленькие члены нашего общества?
Да, и потом, что такое дети? "Дети-это наше будущее". Это значит, что в настоящем их нет, а значит, и проблемы тоже нет. А в настоящем и без них проблем хватает.
В нашем классе учился мальчик, как я сейчас понимаю, с ЗПР (задержка психического развития) и логоневрозом. Он сильно заикался и страшно напрягал лицо, когда пытался выговорить фразу. С ним никто не дружил, но и не гнобил. Его мама, боясь за дальнейшую судьбу сына, упросила директора взять его в обычную школу. Она часто приходила к классному руководителю, всегда с каким-нибудь подарком. Ее фигурка, подобострастно и униженно стоящая перед учителем, вызывала отвращение. Мы ее не любили.
Сегодняшние матери, отдавая в школу вполне адекватных детей, часто также стоят перед учителем, котороый выговаривает им за плохое поведение или успеваемость их детей. Дети стоят рядом с поникшей головой. Такая мама к окончанию разговора вежливо прощается с учителем, сквозь зубы говорит ребенку:"Иди!" и сурово выходит из школы, а ребенок испуганно спешит за ней. Что происходт в такую минуту с ребенком? Каким тяжелым чувством сжимается его сердце? Какая мысль ломает его мозг и путает все в голове? Это - мама, она с ним всегда, а учительница только в школе, почему она главнее мамы? Почему мама после разговора с ней стала чужой? А я теперь - кто?
Кто-то будет просить прощения и в дальнейшем ломать себя, только чтобы у мамы не было больше чужого лица - ведь это самое страшное. А кто-то поймет вдруг, что он - самый худший на свете и это из-за него маме так плохо. Дети, они ведь не понимают, что может быть тысяча причин для дурного настроения взрослых. Они считают причиной себя. Если бы я не родился, у мамы не было бы столько неприятностей.
Подростки уже решают окончательно и бесповоротно. Иногда их решения страшны и бывают последними в их жизни. Иногда цена их решений - сломанная судьба и здоровье. А благополучные (с хорошими оценками) собираются в институт. Их ценности уже вполне адекватны запросам общества. Институт - хорошая работа - хорошая зарплата - хорошая пенсия. Только сколько лет эта пенсия может продержаться в нашей стране? 5, 10?... А уже всё! - чем любил заниматься в детстве, не замечая времени, не помнит.
Образование буквально означает создание ОБРАЗА. И в русской культуре детям не давались готовые ответы. Поиск своих собственных ответов неизбежно разивал образное мышление, которое, в свою очередь, порождало великолепие и разноцветье ремесел, невероятные узоры, потрясающую пляску росписей, красоту деревянных кружев на домах, знаменитую ковку умельцев-кузнецов, оригинальность и неповторимость оружейных украшений, множество неповторяющихся узоров вышивки. Каждый род имел свою собственную вышивку, свой собственный почерк рукоделия и свои секреты мастерства, которые шли за созданием образов, как нитка за иголкой.
Современное образование не просто дает готовые ответы, оно еще и исключает право на ошибку. Ошибка наказуема! - с глубокого детства усваивают дети и, вырастая, не предпринимают никаких шагов для изменения своей жизни в лучшую сторону. Лучше так, ошибусь - будет хуже! Но ведь невозможно научиться есть, не промахиваясь ложкой и не уляпываясь по уши; нельзя научиться ходить, не упав ни разу; кататься на велосипеде, не разбив хоть однажды коленку... Ничему нельзя научиться, не сделав ни одной ошибки. И, вбитый с детства, страх сделать ошибку не дает ничему по-настоящему учиться.
Образ, с которым покидает среднюю школу выпускник, это- "институт", "хорошая работа", "хорошая зарплата", "карьера", "семья", "квартирамашинадача", "дети", "пенсия". Такой длинный коридор, в котором тускло горят лампочки очередной "вершины", которую должен взять человек, получивший среднее образование. Тогда общество его принимает и к концу жизни он подходит, как и предыдущие, с горечью, разочарованием и жалкой пенсией.
А ведь вместо общепринятого "института" могло быть выявление индивидуальных способностей и склонностей. Этакие многообразие и многовариантность, которые уже к 14годам выражались бы в понимании собственного пути и ясной дороги дальше. На самом деле происходит подгонка под общий шаблон со слезами выпускного вечера и следующей порцией конвейера к 1 сентября. Что потом происходит с выпускниками, школу интересует мало, да и недосуг.
Вместо будущей "хорошей работы" могло быть изучение различных форм предпринимательства с практической работой у конкретного предпринимателя в течение 1 летнего месяца с 14 лет. Подростки могли бы вживую встретиться с теми проблемами и задачами, которые стоят перед людьми, решившимися на свое дело. Могли бы потом сыпать идеями и ломать голову над их решением. В 14 лет так хочется делать что-нибудь настоящее, если еще не совсем убит интерес к жизни повсеместной виртуальностью.
Вместо желания "хорошей зарплаты" можно ввести в школы знакомство с законами денег, ведение личного бюджета, чтобы школьники смогли понять смолоду, что для того, чтобы стать богатым, совсем не обязательно получить наследство. Что все в их жизни на самом деле только в их руках, но... Я разговаривала с директором одной школы о том, что сегодняшним детям, как никаким другим, очень легко свернуть на дорогу, ведущую в никуда. Он кивал и соглашался. Но на мое предложение провести беседу со старшеклассниками о том, как перестать просить денег у родителей уже сейчас и перестать быть иждивенцем с 14 лет, как начать путь к собственному богатству, решительно сказал: "Рано их знакомить с этой стороной жизни." Что поделаешь? РАНО! С наркотой и алкоголем не рано, с ранней беременностью не рано, с порнографией и прочей мерзостью самое время, а с тем, как не пустить в свою жизнь все это, занявшись настоящим делом - рано!
Вместо "карьеры" ради карьеры можно было рассказать детям, что любимое дело само способно вынести человека на самый верх признания и настоящей знаменитости. Что деньги прилипают туда, где человек с любовью делает СВОЕ дело и абсолютно удовлетворен. Потому что найти и заниматься своим делом - это настоящее счастье для человека. "Найди любимое дело и у тебя в жизни не будет ни одного рабочего дня"- сказано об этом.
Семья тоже создавалась бы не потому что НАДО или ПОРА, а потому что двое людей встретились и начали создавать на основе взаимной любви семью, где возможна полная реализация человека и свобода самовыражения. Каждый понимал бы, что отношения не создаются сами по себе, их надо строить совместно, вырабатывая общие цели и мечты. Исчезли бы взаимные претензии и обиды, которые возникают после того, как лелеемые розовые надежды обоих не сбываются и любовь исчезает под гнётом взаимных претензий. И вообще люди научились бы ценить и беречь любовь, потому что понимали бы, что она дается не как основа для совместной жизни, а для понимания, КАКИМ НА САМОМ ДЕЛЕ является человек. Помните, когда мы влюбляемся, как светит солнце, как не бывает плохой погоды, какие все люди замечательные, как хочется делать только хорошее. Когда мы любим, мы встречаемся со своей истинной природой. И разве не заслуживает благодарности человек, через которого на нас судьба обрушивает это волшебное чувство вечной жизни?!!
Но кому нужны чувства, если важне всего становятся школьные оценки и успехи? Успехи души не интересны в совеременной жизни и чувства уступают место повышенной или, наоборот, сниженной эмоциональности. А эмоциональность, которая служит не окраске чувств, а сама себе, становится врагом и увеличителем амбиций человека. Человек же, управляемый эмоциями, перестает быть хозяином своей жизни, он целиком и полностью во власти своего настроения и чужих мнений.
"Квартирамашинадача" как джентльменский набор успешного человека перестали бы существовать, потому что человек перестал бы заботиться о том, как "ВЫГЛЯДЕТЬ" в глазах других, а стал бы думать о том, как ЖИТЬ в коротком отрезке своего бытия.
Как наиболее эффективно распорядиться собственным временем, чтобы использовать по максимуму свои возможности для реализации собственного потенциала. Но о собственном потенциале многие и не догадываются, он потихоньку умирает, погребенный под результатами обработки системой образования.
Из поколения в поколение мы переносим мышление, обработанное системой, кормим им уже своих детей. И не хотим замечать, что, с каждым новым поколением, проблемы усугубляются, потому что суммарного страха становится все больше. Нам уже не удивительны огромные 5-килограммовые ранцы первоклассников, потому что мы потеряли что-то самое важное и ценное в отношении к человеку вообще и к ребенку в частности. Нам теперь важнее успеть, потому что жизнь ускоряется. Это ничего, что ребенку тяжело, зато 5 языков. Зато буквы с 1,5 лет знает, зато хореография, рисование, единоборства, плавание и....И душа ребенка, не имеющая выражения тех потребностей, которые заложены природой на каждом этапе развития, тихо засыпает. "Он ничего не хочет делать", "ей все безразлично"...Откуда взяться интересу к жизни, если этап, на котором ребенок связывается одним целым с жизнью, отдан на откуп раннему развития. Раннее развитие - это раннее погребение. Погребение образного мышления и счастливой судьбы.
В крысиные гонки, которые устраиваем мы сами себе в погоне за мыльным пузырем, встраиваются новые поколения, а предыдущие оказываются у разбитого корыта. Жизнь ускоряется? Но как, где? Природе по-прежнему нужно то же время для созревания яблока после цветения яблони. По-прежнему женщине нужно девять месяцев, чтобы выносить ребенка. Как и тысячи лет назад, в свое время приходит зима, весна, лето, осень. И только человек, в безумии левополушарного мышления, отшлифованного системой образования, несется за своим выдуманным счастьем, которое терпеливо ждет внутри. Почти никогда не дожидается, умирает вместе с человеком.
Директор из другой сетевой компании, Людмила, за чашкой кофе, говорила: "Марина, я раньше получала зарплату 10000 рублей. Если бы мне 100 рублей недоплатили, я бы удавила. А в прошлом месяце получила не 100000, а 80000 рублей и даже ухом не повела. Ну, структура плохо сработала. Будем исправлять ошибки". А ей, между прочим, 54 года и в сетевой маркетинг пришла в 50 лет. Говорит, если бы ей раньше сказали, что она поедет в Париж, сочла бы это оскорблением. А, приехав из Парижа, заставила дочь взять ипотеку, уверена, что выплатят ЛЕГКО! Когда оформляла документы, чиновница ее спросила, где это можно получать 100000? "В сетевом маркетинге"- был ответ. "А...в сетевом маркетинге...-брезгливо протянула дама.-"А мы вот не можем помогать детям, сами еле концы сводим." "Кто мешает?" - спросила Людмила. "Вы что??? У меня два высших образования и сын кандидат наук. Чтобы я, да в сетевой?.."- был ответ. Сначала протест против управления собой - помните, как дети кричат:"Я-САМ!" Потом страстное желание, чтобы тобой управляли. Между двумя этими состояниями - система образования.
Не думаю, что два диплома мешают успешной работе в сетевом бизнесе. Но то, что, чем больше времени своей жизни мы отдадим нынешней системе образования, тем дальше мы будем находиться от собственной жизни и себя, в этом я уверена абсолютно. Диктат системы с бессмысленными планами подминает под себя поколение за поколением, лишая свободы мыслить, принимать решения и отвечать за них. Лишает человека собственной жизни, которая может быть совсем другой. Но человек боится даже посмотреть в другую сторону, а чаще уже и не знает, что она - эта другая сторона есть, и другие пути, и другие двери тоже есть.
От сохранения нашей собственной способности мыслить (И образно, И логично!) зависит целиком и поностью качество нашей жизни. Попадая с самого рождения в общество, где руками испуганных родителей и системой образования, из маленького гения лепится управляемое существо с эго-амбициями, мы лишаем себя права прожить наполненную и яркую жизнь, где на каждом ее этапе мы могли бы выбирать то, что наиболее продуктивно позволит нам выполнять свои человеческие задачи. Но вместо созидателей мы становимся разрушителями. То, что мы несем внутри себя, мы производим снаружи. И, не принимая собственного "произведения", ищем виноватых и предъявляем претензии всем, кого назначим козлом отпущения - от родителей до государства.
Состояние страны это внутреннее состояние ее людей. Весной это года мне прислали любопытную статью. Делюсь ею с Вами. Мне показалсь она интересной, если не сказать больше. Система образования там тоже представлена "лучшими" ее представителями...И все же, как быть? Есть воспитательницы и зав.детскими садами, у которых дети - наркоманы... Есть учителя, дети которых уходят из дома... Психологи, которые не могут найти общего языка со своими детьми... У всех бывают проблемы, но не все работают с детьми.
Природа, глядя на нас, вряд ли поймет, как можно столько знать и ничего не сделать. В ней все продумано, спокойно и размеренно. И потребности живых существ, в том числе и человека, за многие века не изменились. Изменились ЖЕЛАНИЯ. Выпущенная интеллектом на свободу натура уже не имеет ограничителя, которым раньше была душа. Ей больше нет места в жизни, как нет места детству в жизни наших детей и нет места жизни в нашей "жизни". Винить некого. Мы выбрали это сами.


Чтобы иметь то, чего никогда не имели, нужно начать делать то, что никогда не делали!
 
VIPфорум » А поговорить?... :) » Образование » Школа
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: